Некоторые особенности чувств

Сначала рекомендуется прочитать это.

Рассмотрим некоторые чувства (ощущения), которые так или иначе связаны с состоянием мозга, и отметим некоторые их особенности. При этом мы постараемся анализировать не факторы, вызывающие эти ощущения (воздействия на тело человека, процессы в мозгу), а сами ощущения. Это может помочь читателю в анализе его собственных переживаний. Анализ чувств затрудняется тем, что некоторые чувства нельзя воспроизвести сколько угодно раз (человек привыкает и начинает испытывать уже другое чувство вместо этого), а некоторые вообще возникают один раз в жизни (и потом успешно забываются, потому что при обращении к памяти может возникнуть не любое чувство из доступных человеку).

Тем, кто в упор не понимает проблем материализма, предлагаю задуматься над такими вопросами:

  1. Пусть весь набор ощущений в конкретный момент времени однозначно выражается через состояние мозга в этот момент. Каждому состоянию соответствует некоторое ощущение. Почему эта связь именно такая, а не какая-то другая? Является ли это каким-то особым законом природы или это следует только из законов физики (в общепринятом смысле), пусть ещё и не открытых до конца?
  2. В какой форме можно выразить эту связь (если рассматривать её как какой-то закон природы, независимо от того, выводится ли он из законов физики)? Можно ли её записать в виде математических уравнений или выразить словами? Если рассматривать эту связь как отображение (состояние мозга->ощущение), то в каких единицах измерять правую часть (ощущение)?


Теперь собственно ощущения (некоторые свойства).

  1. Зрение.
    • Вызывающие факторы. Свет попадает на сетчатку, которая в свою очередь состоит из большого количества рецепторов — палочек и колбочек. Концентрация колбочек увеличивается при приближении к центру сетчатки. Колбочки бывают 3 типов — наиболее чувствительные к электромагнитным волнам с длинами 430 нм, 530 нм и 560 нм соответственно (это не RGB!). Сетчатка преобразует световой сигнал в нервный импульс (химический процесс). После сетчатки импульс идёт в мозг, сначала в отделы, отвечающие за первичную обработку зрительного сигнала, а затем и в высшие корковые зоны и т.д. В процессе обработки изображения мозгом добавляется дополнительная информация (о глубине, отдельных объектах, границе, движении и т.п.).
    • Чем ближе к краю (т.е. чем больше угол между направлением глаза и направлением на предмет), тем картинка хуже осознаётся. Некоторые думают, что это из-за того, что концентрация рецепторов сетчатки тем меньше, чем ближе к краю, и что по краям находятся в-основном палочки (не колбочки), которые не воспринимают цвет. Но на самом деле это не единственная причина, потому что, например, когда человек видит картину, которая расплывается ближе к краю, и при приближении к краю становится чёрно-белой, то ощущение совсем не такое: человек может извлечь мало информации по краям, но он её, в принципе, осознаёт. А предметы, направление на которые далеко от направления, куда смотрит глаз, человек именно плохо осознаёт.
    • Чтобы получить целостное представление об объекте, нужно двигать глазом.
    • Человек не видит матрицу из точек. Матрица из точек (конечная, счётная, континуальная или ещё какая-нибудь) — это фантазии математически надрессированного человека. На самом деле человек видит целостное изображение, к которому в принципе не применимо понятие «мощности» (количества точек).
    • Цвет не представляется в виде комбинации красного, синего и зелёного. Каждый оттенок уникален. Видимо, можно составить некоторый базисный набор цветов, из которых потом можно более или менее выражать остальные оттенки, но этих цветов будет существенно больше трёх. Выбор такого набора (в том числе количества цветов в этом наборе) — вопрос спорный (ибо любой такой выбор — это прежде всего фантазия, которая ни к чему не привязана).
    • Чёрный цвет не является отсутствием цвета.
    • Воспринимаемая человеком зрительная реальность, вообще говоря, не имеет размерности. Приписывание размерности 2 (или 3, кому как нравится) — это фантазии математически надрессированного человека (хотя эти фантазии тоже имеют место быть как субъективные ощущения).
    • Движение не воспринимается как смена кадров (в том числе непрерывная, т.е. в каждый момент времени свой кадр). Ощущение движения — это особое чувство.
    • Интенсивность переживания (в том числе яркость, составляющая цвета, составляющая положения), вообще говоря, не является числом. Например, фраза «это видение в 2 раза интенсивнее, чем то, что я видел вчера», вообще говоря, бессмысленна. Числами можно измерять только факторы, вызывающие ощущения (напряжённость поля, возбуждённость нейрона и т.д.).
    • Если воспринимать визуальное ощущение как картинку, то не понятно, какую форму имеет её граница (прямоугольник, эллипс или бесконечная плоскость с размытым пятном-изображением в центре?)
  2. Слух.На примере слуха наиболее ясно (гораздо более ясно, чем на примере зрения) видны следующие особенности ощущений:
    • Интенсивность ощущения (например, громкость чистого тона определённой частоты) не выражается числом (т.е. сопоставлять числа уровням интенсивности можно произвольным способом, и среди этих способов нет такого, который был бы чем-то лучше других). Описывать интенсивность только лишь порядком (т.е. указанием, какой уровень более интенсивный, а какой — менее) — тоже не дело, ведь интенсивность у ощущений совершенно конкретная.
    • Комбинация «базисных» ощущений может не иметь ничего общего с самими базисными ощущениями.
    • Классификация ощущений, сопоставление им математических объектов — это всё фантазии человека, не имеющие под собой никакой основы.

    Теперь собственно про слух.

    • Вызывающие факторы. Звуковые волны попадают в улитку уха, в которой раскладываются на частотные составляющие (способом, похожим на резонанс) и частично обрабатываются. Сигнал по слуховому нерву идёт в височную долю коры больших полушарий. Воспринимается как частотная информация, так и связанная с формой волны (на низких частотах). Воспринимаются частоты от 20Гц до 20кГц (обычно).
    • Волну синусоидальной формы мы воспринимаем как как-бы чистый тон (кроме очень низких и очень высоких тонов). Однако, комбинация синусоидальных волн не воспринимается как комбинация чистых тонов. Каждая такая комбинация воспринимается как уникальное ощущение.
    • Большое разнообразие звуковых ощущений: дребезжания, чавканья, чмоканья и т.д. Тяжело поддаются хоть какой-то классификации.
    • Изменение интенсивности волны во времени играет очень важную роль в формировании ощущения звука.
  3. Осязание.
    • Связываются (в нашем сознании) с местами на теле, хотя эта связь устанавливается не всегда правильно.
    • Бывают разные: просто дотрагивание, тепло, холод, жжение, непонятный дискомфорт в этом месте и т.д.
    • К ним относятся также ощущения тяжёлой головы, ватности ног и т.п.
    • При хорошей фантазии можно представить себе, какие у нас были бы ощущения при другой форме тела (например, при наличии хвоста или третьей ноги), поэтому осязательные ощущения животных и людей другого пола нам вполне понятны (хотя и не известно, правильно ли мы их понимаем).
  4. Обоняние, вкус.
    • Про вызывающий фактор вкуса вроде бы известно, что он описывается четырёхмерным вектором (хотя это, может быть, ложь).
    • Спектр вроде бы гораздо меньше, чем у слуховых ощущений, но та же особенность: совершенно не понятно, как их классифицировать.
    • За всю жизнь человеку обычно удаётся испытать далеко не весь спектр.
  5. Чувство лица. Возникает (дополнительно к зрительному ощущению), когда смотришь на лицо человека. Это ощущение играет очень важную роль при идентификации людей. Лица людей, вызывающие одинаковое чувство лица, считаются похожими (даже если формально они совсем непохожи). Интересно тем, что существует много типов лиц (ощущений лица), которые не имеют ничего общего друг с другом (общего не больше, чем у зрения и слуха), при желании можно насчитать более 1000 таких независимых составляющих. Иногда возникает при смотрении на предметы (но обычно всё-таки при смотрении на людей или животных). Участок мозга, который отвечает за провоцирование этих чувств, легко перенастраивается. Например, личные вещи человека (и части тела, отличные от лица) после некоторого привыкания могут вызывать такое же чувство лица, как и сам человек, это же может относиться к окружающим человека предметам. Можно целенаправленно сопоставить чувства лица некоторым своим воображаемым образам, а также предметам (иногда это называют «одушевлением»). Многие слова языка у людей вызывают чувства лица (у всех людей соответствия разные). На примере чувства лица ясно видна особенность ощущений — их полная непередаваемость (трудно даже объяснить, что это такое). Бывает (но редко) такое, что одно и то же лицо с разным выражением вызывает разное чувство лица (иногда даже взгляда на лицо под другим углом достаточно, чтобы чувство стало другим). Чувство лица почти всегда «чистое» (т.е. невозможно даже помыслить, как его можно разложить на составляющие). Некоторые типы таких чувств возникают только как реакция на женские лица, некоторые — только на мужские, а некоторые — и на те, и на другие. Чувство лица способно сильно повлиять на восприятие человека, оно создаёт эмоциональный фон. Люди другой расы часто вызывают одно и тоже чувство лица (поэтому китайцы и негры все на одно лицо).
  6. Приятно/не приятно.
    • Кажется, что можно описать одним числом (положительное — когда хорошо, отрицательное — когда плохо), на самом деле это не так.
    • Имеет несколько независимых составляющих. Например, ощущение тошноты и ощущение холода не имеют ничего общего, хотя оба неприятны, про два ощущения этих типов конкрентой интенсивности невозможно сказать, какое из них более неприятно.
    • Иногда мысленно привязываются к местам на теле, как и осязательные.
    • Человеку может быть одновременно и приятно, и неприятно (что ещё раз показывает, что теория с положительными и отрицательными числами неверна).
    • Как и для всех ощущений, не понятно, каким образом одной составляющей ставить в соответствие число.
    • На примере этих ощущений наиболее ясно видна следующая особенность: для описания интенсивности (даже одной составляющей) совершенно недостаточно только порядка (т.е. упорядочивания всех ощущений по интенсивности). Например, когда человек сходит с ума от пыток, для описания его страданий совершенно недостаточно указания, что это всего лишь «более неприятно, чем обычно».
  7. Ощущение пространства. Особое ощущение, что тела имеют вполне определённые размеры, есть право, лево, верх, низ.
    Вообще говоря, в материи, если подумать, никакого пространства нет. Законы физики можно записать в любой системе координат (хоть сколь угодно искривлённой), от её выбора зависит только сложность формул. Однако, у нас каким-то образом появляется представление о каком-то КОНКРЕТНОМ пространстве, и мы это пространство совершенно конкретно ощущаем.
  8. Ощущение времени, что время течёт с определённой скоростью. Опять же, время — это не просто упорядоченность событий. Его течение ощущается с вполне определённой скоростью (которая ещё и меняется), для которой, опять же, нет единицы измерения. Если человека долго и мучительно пытают, то для описания длительности его страданий явно недостаточно того, что «все моменты следовали в таком-то порядке». Особая составляющая — ощущение направления течения времени (если подумать, то мы могли бы ощущать смену событий и в обратном порядке, это ничем не хуже).
  9. Ощущение скорости собственого перемещения в пространстве.
    • Возникает при появлении определенных зрительных, слуховых, осязательных сигналов, сигналов из вестибулярного аппарата.
    • Имеет как бы направление и интенсивность (которые могут не иметь ничего общего с числовыми параметрами).
    • И то, и другое не имеет единицы измерения.
    • Не выражается через чувство пространства и чувство времени.

Есть и много других чувств, которые мы здесь рассматривать не будем.

См. также:
Почему материализм так популярен?
Вымышленные сущности

12 комментариев »

  1. KOT said

    c ощущением пространства интересное кино получается. Ведь существует вестибулярный аппарат…

    • roof leads said

      Holy mother of… I wish I had found this much earlier today — you would have
      saved me three hours of ”researching online”…
      thanks for posting this. You cool with me reposting this?

    • Rodney said

      wonderful put up, very informative. I wonder why the opposite specialists
      of this sector don’t notice this. You must proceed your writing.
      I am confident, you’ve a huge readers’ base already!

    • Dalton said

      If you desire to take a good deal from this article then you have to apply
      these methods to your won website.

    • Norris said

      I blog often and I genuinely thank you for your content.
      This article has really peaked my interest. I will take
      a note of your blog and keep checking for new details about
      once per week. I opted in for your Feed as well.

    • Tricia said

      What’s up Dear, are you in fact visiting this website regularly, if
      so then you will definitely obtain nice experience.

    • Selena said

      No matter if some one searches for his essential thing, thus he/she desires to be
      available that in detail, so that thing is maintained over here.

    • Kirby said

      Simply wish to say your article is as astonishing. The clearness
      in your post is simply cool and i could assume you are an expert on this subject.
      Fine with your permission allow me to grab your RSS feed to keep up
      to date with forthcoming post. Thanks a million and please carry on the gratifying work.

  2. KOT said

    …Хотя, извините, я вас вначале неправильно понял… Да, очень интересное и верное замечание. очень хорошая статья.

  3. KOT said

    И как вы относитесь к жизни после смерти?

    • magiamagia said

      Определённо, жизнь «души» после смерти должна быть. Нет основания считать, что её нет, как и нет основания считать, что нет «души», см. «почему материализм так популярен?»

  4. KOT said

    спасибо за ответ, обязательно посмотрю.

RSS feed for comments on this post · TrackBack URI

Добавить комментарий для KOT Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: